Как работает логистика на Ozon

Логистика на маркетплейсе Ozon представляет собой сложную систему управления потоками товаров, которая гарантирует беспрерывное перемещение продукции от продавца к покупателю. Это не просто процесс доставки, а целая взаимосвязанная цепочка операций, включающая в себя:
- Прием и тщательную проверку товара на складах;
- Грамотное хранение с учетом особенностей разных категорий товаров;
- Оперативную сборку и комплектацию заказов;
- Эффективную транспортировку между распределительными центрами;
- Быструю доставку на «последнем этапе» — непосредственно до клиента;
- Удобную и быструю обработку возвратов.
С 7 апреля 2025 года на Ozon для продавцов, работающих по схеме FBO (Fulfillment by Ozon — когда товары хранятся на складе маркетплейса, а доставка и обработка заказов выполняется силами Ozon), были введены обновленные правила расчета логистических затрат.
Вместо ранее используемого коэффициента индекса локализации — показателя, который отражал, насколько близко склад продавца находится к покупателю и влиял на стоимость логистики, теперь применяется повышающий коэффициент, который увеличивает стоимость логистики в зависимости от времени, которое потребуется для доставки товара. Он варьируется от 1,0 до 1,8 и рассчитывается на основе вашего среднего времени доставки.
Кроме того, введена дополнительная комиссия, взимаемая в процентах от стоимости товара. При этом базовый тариф за первый литр объема товара уменьшился с 63 до 43 рублей.
Что включает в себя логистика Ozon
Согласно официальной документации Ozon, к основным видам услуг, связанным с обработкой и доставкой заказов покупателям, относят следующие, которые тарифицируются по установленным ставкам:
- Логистика — доставка товара из исходного кластера хранения до кластера назначения, включая сортировку, упаковку на складе Ozon и расходы на упаковочные материалы;
- Последняя миля — доставка заказа с кластера назначения до конечной точки получения клиентом (пункт выдачи заказов, постамат, курьер и другие способы передачи). Ранее стоимость «последней мили» оплачивалась продавцом только при фактическом вручении товара. В случае возврата через ПВЗ часть платы за «последнюю милю» возвращалась продавцу. С 4 марта 2025 года продавцы оплачивают «последнюю милю» также в случаях невыкупа или отмены заказа после доставки (когда товар уже доставлен, но не передан покупателю), так как услуги курьеров уже оказаны. Отмена заказа до передачи курьеру остается бесплатной в части оплаты «последней мили»;
- Обратная логистика — прием и транспортировка товара обратно в кластер отправки при возвратах, невыкупах или отменах заказов, включая полную обработку таких операций.
Факторы, влияющие на стоимость логистики Ozon
Расчет стоимости логистики на Ozon значительно сложнее, чем на Wildberries, поскольку здесь учитывается большее количество параметров:
- В первую очередь на цену влияют используемые продавцом схемы работы — FBO или FBS. Различия между этими схемами в части оплаты доставки и перечня услуг гораздо более значительны, чем у Wildberries;
- По схеме real FBS (Fulfillment by Seller — когда продавец хранит товар у себя и сам организует доставку через партнеров Ozon), продавец вовсе не оплачивает доставку Ozon — она выполняется партнёрами или самим продавцом, а оплата проходит напрямую через сайт Ozon;
- Существенным фактором является среднее время доставки товара — оно пересчитывается ежедневно и доступно в личном кабинете. При формировании тарифа на доставку учитывается среднее время доставки на дату заказа товара. Таблица с коэффициентами и дополнительными комиссиями фиксируется на 60 дней с момента подачи заявки на поставку.
Например:
- Если заявка на поставку сделана 8 апреля, то при заказе товара 30 апреля будут применяться тарифы от 8 апреля;
- При заказе 10 июня — уже актуальные тарифы на этот день, поскольку таблица коэффициентов могла измениться.
Стоимость «последней мили» определяется перевозчиком и одинакова для схем FBO и FBS — максимальный тариф составляет 5,5% от стоимости товара, но не превышает 500 рублей при доставке по России.
Для продавцов, работающих по FBS, вес товара учитывается при расчете объемного веса, на базе которого формируется стоимость забора и доставки партнерами Ozon.
Как производится расчет логистики на Ozon
Логистика
- Для FBO (Fulfillment by Ozon):
Базовый тариф зависит от объема товара за одну единицу:
- От 0 до 1 литра включительно — 43 рубля;
- От 1 до 190 литров включительно — по 10 рублей за каждый литр сверх первого;
- Свыше 190 литров — 1933 рубля.
Объем округляется в большую сторону:
- От 0,001 до 1 литра считается как 1 литр,
- От 1,001 до 2 литров — как 2 литра и так далее.
Базовый тариф умножается на коэффициент логистики в зависимости от среднего времени доставки:
- До 29 часов — коэффициент 1,0;
- От 30 до 61 часа и выше — коэффициент от 1,05 до 1,8.
Дополнительно добавляется комиссия в процентах от стоимости товара, которая зависит от среднего времени доставки.
- Для FBS (Fulfillment by Seller):
Стоимость доставки одной единицы:
- До 0,4 литра — 43 рубля;
- От 0,4 до 1 литра — 76 рублей;
- От 1 до 190 литров — по 12 рублей за каждый литр сверх первого;
- Свыше 190 литров — 2344 рубля.
Индекс локализации и среднее время доставки не влияют на стоимость по FBS.
- Последняя миля
Для FBO и FBS :
- При доставке по России — плата перевозчику до 500 рублей;
- При доставке за рубеж — 5,5% от стоимости товара, но не выше 500 рублей.
- Обратная логистика
Для FBO:
- Тарифы равны стоимости прямой логистики, без учета среднего времени доставки.
- Включена плата за возврат, невыкуп, отмену.
- Обработка в агентских пунктах выдачи заказов (ПВЗ) стоит 15 рублей за отправление.
Для FBS:
Прибавляется услуга «Обработка отправления»:
- При отгрузке через доверительную или самоприемку — 10 или 20 рублей за отправление;
- Через ПВЗ/ППЗ или агентские пункты — от 30 рублей и выше;
- При заборе курьером Ozon — 700 рублей за выезд, 20 рублей за сортировку каждого отправления и 1,9 рубля за литр объема при объеме до 1000 литров.
Дополнительные условия:
- Если за последние 28 дней по FBS заказано менее 200 товаров, среднее время доставки не влияет на стоимость логистики;
- Новые продавцы и товары из категорий «Одежда и аксессуары», «Обувь», «Белье и ЧНИ», «Ювелирные украшения» от 500 рублей получают скидки на логистику.
Что в итоге?
Логистика на Ozon — это не просто транспортировка товаров, а тщательно выстроенная система, которая учитывает множество параметров для оптимизации доставки и обработки заказов. Продавцам важно внимательно изучить правила и новые тарифы, чтобы грамотно планировать расходы и повышать эффективность продаж.
Эффективное управление логистикой на Ozon помогает продавцам повысить удовлетворенность покупателей за счет быстрой и надежной доставки, а также оптимизировать собственные затраты, что делает бизнес более конкурентоспособным на рынке маркетплейсов.
Помогаем курьерам зарабатывать больше
Подобрали лучшие вакансии



Станьте курьером с Яндекс Лавкой
Зарплата